Последнее погружение. аварии и катастрофы подводных лодок в ссср и россии

5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)

Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».

Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.

ЧП с атомаринами

Следующее десятилетие XX века принесло и новые трагедии, связанные с подводными лодками с атомной силовой установкой и ядерным оружием. Счёт этим потерям открыла К-8. Она находилась на задании в Бискайском заливе. Предполагалось её участие в учениях «Океан-70», но 8 апреля 1970 года на ней вспыхнул сильный пожар. Пожертвовав жизнью, несколько офицеров успели заглушить ядерный реактор и предотвратить его взрыв. К терпящей бедствие лодке подошёл болгарский теплоход «Авиор» и принял на борт 46 членов экипажа. 22 человека боевой смены с командиром корабля капитаном 2-го ранга Всеволодом Бессоновым продолжили борьбу за живучесть атомарины, невзирая на 8-бальный шторм. Аварийная команда погибла, когда потерявшая остойчивость лодка 12 апреля 1970 года внезапно быстро ушла на дно. Всего трагедия унесла жизни 52 членов экипажа. Командиру К-8 Всеволоду Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Офицеров, мичманов и погибших матросов наградили орденами Красной Звезды, выживших матросов — медалями Ушакова. А ЧП с подводной лодкой К-429 Тихоокеанского флота — редкая история спасения экипажа (106 человек) с почти затонувшей атомарины. Хотя, к сожалению, и здесь не обошлось без потерь. 24 июня 1983 года эта лодка вышла в поход неподготовленной: на ней не провели нужный ремонт, а её экипаж был собран с нескольких других субмарин. Из-за неисправностей произошло затопление четырёх отсеков. В четвёртом из них погибли 14 моряков, задраив люки, чтобы спасти остальных товарищей. Ситуация была сложной: аварийные буи выпустить не удалось, действующих индивидуальных дыхательных аппаратов (ИДА) хватало не на всех, не было аварийного запаса продуктов. Тогда через торпедные аппараты на поверхность отправили двух мичманов с ИДА. Они и сообщили подобравшим их пограничникам об аварии на лодке и невозможности подводников спастись собственными силами. С помощью аварийно-спасательного судна «СС-38», прибывшего к месту происшествия и доставившего индивидуальные дыхательные аппараты, моряки начали выход на поверхность из торпедных аппаратов лодки. При этом погибло ещё два подводника, но остальные благополучно выбрались. Капитана 1-го ранга Николая Суворова, умело руководившего эвакуацией, командование сделало крайним, и суд приговорил к 10 годам заключения. А несчастная лодка, которую в 1984 году подняли и поставили в ремонт, через год затонула ещё раз возле пирса и без жертв. И ещё одна малоизвестная, но очень опасная авария, на этот раз радиационная. 10 августа 1985 года произошло ЧП на подводной лодке К-431 в бухте Чажма Приморского края. При перегрузке ядерного топлива вследствие нарушения мер безопасности произошёл тепловой взрыв. Была сорвана крышка реактора и выброшено наружу отработанное топливо. В результате на месте погибло 10 рабочих судоремонтного завода. От лучевой болезни, по разным оценкам, пострадало от 86 до 950 человек. Из строя были выведены К-431 и соседняя с ней субмарина — К-42. Подверглась радиоактивному заражению и плавмастерская ПМ-33. Однако эта ядерная авария поначалу была засекречена, а потом о ней уже и не вспоминали из-за разразившейся катастрофы в Чернобыле в 1986 году. Хотя первый звонок о возможной беде прозвенел в Чажме ещё за год до трагедии на Украине.

Метки: Загадки истории, СССР, смерть, трагедия, гибель, катастрофа, авария, подлодка, флот

Самая крупная и самая засекреченная

Не всегда подводные лодки погибали в море. Иногда гибель подстерегала их в родной гавани. Так было 11 января 1962 года, когда на стоявшей у пирса субмарине Б-37 взорвался боезапас торпед. От взрыва погибли 59 членов экипажа и ещё 11 моряков со стоявшей рядом подлодки С-350. И это были ещё не все жертвы. На пирсе неподалёку от места трагедии занимались строевой подготовкой 52 матроса и мичман. Никого из них не осталось в живых. Страшный взрыв унёс жизни 122 человек, и эта трагедия стала самой крупной в подводном флоте СССР по числу жертв. Обе подводные лодки затонули, 52 человека было ранено. По счастливой случайности спаслись командир и 13 членов экипажа Б-37. Почему взорвались торпеды, установить не удалось. Рассматривались разные варианты происшедшего — от случайного выстрела по ним вахтенного матроса до их заводского дефекта. Свыше 30 лет скрывалась от советской общественности гибель дизельного подводного ракетоносца К-129. Подводная лодка, вооружённая торпедами и тремя баллистическими ракетами, несла службу в Тихом океане в 750 милях от Гавайских островов. Там 8 марта 1968 года и произошла трагедия, причины которой до сих пор неизвестны. Советская сторона приняла официальную версию — затопление через шахту РДП. Другие причины, например, столкновение с подводным или надводным кораблём доказать не было возможности — лодка опустилась на дно на глубину 5600 метров, унеся с собой весь экипаж в 98 человек. Была и ещё одна причина молчания флотского начальства — американцы нашли возможность в 1974 году поднять часть советской подводной лодки с огромной глубины. США в ходе собственного расследования пришли к выводу, что К-129 погибла из-за несанкционированного срабатывания своих ракет.

Экс-«щука» и не только

Причина этому была вполне объяснима — советский подводный флот был в своё время одним из самых многочисленных в мире. Понимая, что конкурировать с Америкой по количеству надводных кораблей основных классов не удастся, военным руководством страны было принято решение — сократить отставание отечественного ВМФ за счёт субмарин. Их создавали в большом количестве, на них отрабатывались самые современные приборы, новые виды вооружения, им требовались многочисленные экипажи. К сожалению, в этом мощном подводном флоте нередко происходили аварийные ситуации и настоящие катастрофы. Широкой общественности они стали известны в основном из американских фильмов «К-19» и «Враждебные воды» (речь идёт о ЧП с К-19 и гибели К-219), а также широкого освещения в прессе обстоятельств трагедии с К-278 «Комсомолец» в 1989 году.

6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)

Военные силы США потеряли свою вторую АПЛ и 99 моряков 21 мая 1968 года в акватории Атлантики в 740 км юго-западнее Азорских островов. Экипаж должен был через 5 дней вернуться на базу, но судьба распорядилась иначе. Позже затонувший аппарат тщетно искали около полугода силами порядка 60 судов и 30 самолётов. Вскоре Scorpion нашли на глубине около 3000 метров с помощью гидролокации.

Как часто бывает, причину катастрофы до настоящего момента не установили. Наиболее возможным обоснованием причин считали детонацию торпеды, но некоторые эксперты усмотрели в этом тщательно скрываемый факт ликвидации «Скорпиона» советским подводным флотом.

1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)

Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.

Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.

Командир пропавшей аргентинской АПЛ «Сан-Хуан» перед сборами в последний поход обещал матери, что это будет последний выход в море…

2. «Мин 361», КНР (2003 г.)

16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.

Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.

Но были и другие происшествия…

Первой подводной жертвой холодной войны в ВМФ СССР стала субмарина С-117 (бывшая Щ-117 «Макрель»). В Великую Отечественную войну такие лодки назывались «щуками». 14 декабря 1952 года она не вернулась из похода в Японское море, пропав вместе с 52 членами экипажа. Точное место гибели и причина остались неизвестными, из-за чего выдвигались версии о столкновении лодки с неизвестным судном, а возможно и атаки американской субмариной. Впрочем, в районе, где действовала С-117, была обнаружена плавучая мина. Возможно, она и стала виной гибели подводников. 26 января 1961 года в Баренцевом море, в результате затопления через неисправное устройство для работы двигателя под водой (РДП), погибла С-80, которая была головной в серии проекта 613 (по натовской классификации — «Виски»). Пока лодка опускалась на грунт, три отсека были разрушены и находившиеся там моряки погибли, остальные скончались от удушья или покончили с собой. Всего жертвами подводной катастрофы стали все 55 членов экипажа и ещё 13 подводников с другой субмарины, находившиеся на борту С-80. Когда она не вернулась на базу, её посчитали погибшей при сильном урагане. Лишь спустя семь с половиной лет С-80 обнаружили и, подняв с глубины 196 метров на поверхность, установили причину гибели. Впрочем, судя по положению вертикального руля субмарины, она могла в момент катастрофы уворачиваться от столкновения с каким-то неизвестным судном. Но полноценно отработать эту версию уже не представлялось возможным… После трагедии с С-80 было построено спасательно-подъёмное судно «Карпаты», на подлодках появились устройства, обнаруживающие поступление воды внутрь корпуса, а в «Наставления по борьбе за живучесть подводной лодки» были введены новые рекомендации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: