Картины

«Мадонна с младенцем»

Эта картина находится в Эрмитаже. Она написана художником в начале 90-х годов пятнадцатого века. Ее также называют «Мадонна Литта» по имени одного из людей, которые были первыми владельцами картины Леонардо. Когда мы смотрим на это полотно, то у нас возникает чувство возвышенного спокойствия, созерцания, нам хочется раствориться в молчании.

Прощайте, теплые салфетки: чего больше не увидеть после пандемии в самолете

В своем личном блоге Зара трогательно поздравила старшего сына с десятилетием

В жизни скромница Маша из т/с «Крепкая броня» — веселая и стильная девчонка

Этот образ Мадонны воплотил множество противоречий, которые казались несовместимыми. Чувственность и духовность, земное и небесное, телесность и религиозность — все это слилось в одно гармоничное ощущение красоты. Лицо Святой Девы безмятежно, и несмотря на то что она не улыбается, но наклоняет голову так, что мы словно чувствуем ее бесконечную нежность по отношению к ребенку. Мадонна кормит ребенка грудью, держится за грудь матери, едва бросая взгляд на зрителей. Слева от Мадонны изображен щегол. Эта птица в христианской иконографии чаще всего символизировала человеческую душу, стремящуюся к Христу.

Кто же изображен на этой картине?

Есть много версий того, кто на самом деле изображен на картине. Высказывались предположения, что это автопортрет самого художника или его ученика, изображение его матери или же просто собирательный женский образ. По официальному мнению, представлена на картине жена одного флорентийского купца. На губах этой женщины застыла придающая ее лицу очарование и загадку знаменитая улыбка. Создается впечатление, что не зритель на нее смотрит, а она за ним наблюдает все понимающим, глубоким взглядом.

Необычайно тонкими, почти прозрачными слоями выполнена картина. Кажется, что она живая, а не написана красками. Настолько мелкими являются мазки, что ни лучи рентгена, ни микроскоп не обнаруживают следов работы художника и не могут определить количество слоев на картине. Необычайно воздушна «Джоконда». Легкой дымкой наполнено пространство картины. Оно пропускает рассеянный свет.

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» (Madonna Benois) и «Мадонна Литта» (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.

«Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…
Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

18. Шлюз с раздвижными створками

Этот тип шлюза до сих пор используется практически на любом канале или водном пути. Дизайн Леонардо был эффективным, и выполнял свою работу точно так, как хотел изобретатель.

Шлюз состоял из двух створок, расположенных под углом 45 градусов, которые встречались в одной точке. Они напоминали по форме букву V. Когда встречный поток воды ударял в них, то створки плотно сдвигались.

В нижней части больших ворот Леонардо предлагал сделать маленькие шлюзовые ворота, запирающиеся на засов. Это позволило бы впустить столько воды, сколько нужно чтобы выравнять давление с обеих сторон больших ворот.

«Портрет Джиневры де Бенчи»

Полотно относится к ранним работам художника. Оно написано где-то между 1474-м и 1478 годами. На этом холсте мастер создал один из первых психологических портретов в истории мирового искусства. Мы видим поэтессу и интеллектуалку из Флоренции, современницу художника, одну из самых знаменитых женщин. И в композиции, и в выражении лица девушки чувствуется печаль. Ее любовником (возможно, платоническим) был венецианский посол Бернардо Бембо. Говорят, даже портрет был заказан им. Но пока картина писалась, возлюбленным волею судеб пришлось расстаться.

Джиневра бледна, она грустно смотрит вдаль своими суженными глазами. Ее портрет контрастирует с мягкими тонами вечернего пейзажа. На картине изображен можжевельник, название которого на итальянском языке созвучно с именем поэтессы. На этом холсте художник демонстрирует зрителям высокий уровень мастерства. С помощью знаменитой техники затушевавания – сфумато – контуры фигуры смягчены. В то же время автор нарушил ренессансную традицию, применявшуюся в то время при написании портретов. Модель повернутая вправо, а не влево, является также источником света.

Гарри и Меган выпустят книгу о своем «освобождении» от королевской семьи

Ногти покусал: ошибки в гигиене, которые могут привести к коронавирусу

Картинка, нарисованная мальчиком, привела маму в замешательство

На обороте этой работы изображена эмблема – ветвь можжевельника, помещенная внутри венка из пальмовых и лавровых веток. «Она украшает добродетель красотой» – украшение добродетели», – говорит латинская надпись на ленте, которая обвивает их.

Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.

Отъезд из Флоренции в Милан

В 1482 году молодого, но уже заработавшего отличную репутацию, художника пригласил на работу в качестве устроителя придворных торжеств правитель Миланского герцогства Лодовико Сфорца. Леонардо эта идея пришлась по душе, к тому же правящие во Флоренции Медичи были настроены скептически к молодому таланту. При дворе Сфорца Леонардо развернулся: костюмы и декорации, гидротехнические и прочие инженерные выдумки, картины и архитектурные сооружения. Слава и власть Сфорца росли, в отличие от доходов мастера – правитель явно недооценивал разносторонние дарования своего придворного художника.

Чума в Милане

Мона Лиза

В 1484 году Милан накрыла эпидемия чумы, которая за два года унесла не менее 50 тысяч жизней. Леонардо да Винчи уже достаточно образован, чтобы понимать губительность страшной грязи, царящей на тесных улочках густонаселённого города. Он предложил герцогу план строительства нового города, разбитого на 10 районов, каждый из которых рассчитан на 30-тысячное население. Наличие канализации и оптимальная ширина улиц в проекте являлись гигантским шагом вперёд, опережающим время, детально продуманным и идеальным, признанным несколько столетий спустя в Европе. Но герцог отмёл этот замысел да Винчи, как обычно поступал со всеми его техническими идеями.

Художественная школа, ученики

Леонардо да Винчи является основателем собственной школы живописи в Милане, организацию которой Сфорца всё-таки одобрил. Здесь художник уже преподаватель, он разрабатывает свою методику, составляет трактаты, которые посвящает живописи, тени, человеческому телу в движении, его пропорциям, свету, перспективе. Это была уже эпоха Высокого Возрождения (кватроченто) и да Винчи продвигался к её пику, а его ученики (Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино Луини, Франческо Мельци и прочие) постигали умение наделять свои произведения созерцательно-сентиментальным посылом.

Отъезд из Милана

В 1499 году начался военный конфликт Сфорца с французами, правитель Милана потерпел поражение. Проведя в городе почти 20 лет, да Винчи покинул Милан. Следующие 17 лет он жил и работал в разных итальянских городах: Венеции, Флоренции, Мантуе, Риме, снова возвращался в Милан. В 1516 году король Франции Франциск I предложил авторитетному художнику много интересной работы в Париже. Мастер дал согласие. Король в знак высочайшего уважения поселил его в Кло-Люсе, замке своего детства, расположенном неподалёку от замка Амбуаз, королевской резиденции. Да Винчи стал не только первым королевским художником и архитектором, но и инженером, чего не было на родине. Но творить мастеру оставалось всего три года. Он занимался организацией придворных торжеств, планировал изменение русла реки и постройку нового дворца, но для короля Леонардо был больше почётным гостем – Франциск не торопил мастера и вообще предоставил ему право работать непринуждённо и в своё удовольствие. Да Винчи живописью почти не занимался, в основном редактировал свои исследования и научные труды. К тому же начало подводить здоровье, уже через год после переезда во Францию перестала слушаться правая рука. Затем стало трудно и просто двигаться, он перестал вставать с постели. Умер 2 мая 1519 года. Около него были самые близкие: верные ученики, король Франциск I и “Мона Лиза».

«Святой Иероним»

Эта работа была создана художником в 1482 году. Она хранится в Ватиканском музее и относится к незавершенным произведениям великого художника эпохи Возрождения. Тем не менее в ней прекрасно видны намерения автора.

На холсте изображен Святой Иероним – известный тем, что перевел Библию на латынь, а также как религиозный мыслитель и аскет. Он жил несколько лет в пустынной местности, где предавался покаянию. Будущий святой изображен с умоляющим взглядом, обращенным к Богу. Одной рукой он оттягивает плащ, а другой держит камень. У него изможденное лицо, а все его мышцы, особенно рук и плеч, напряжены. Он словно весь – воплощенная мольба о прощении. На переднем плане – лев, который, согласно легенде, сопровождал этого святого, так как тот, встретив зверя в пустыне, исцелил его. Этот дикий зверь был привлечен добротой и любовью святого и стал ему служить.

На фронте простудой не болели: секреты здоровья 103-летнего военного доктора

Илон Маск примеряет на новорожденного сына имя и татуировку на лице

Счастливы вместе 17 лет: новые снимки жены Константинова из «Крепкой брони»

Обучение Леонардо

В 1466 году 14-летним любознательным подростком Леонардо начинает первые профессиональные шаги – он стал подмастерьем Андреа Верроккьо (1435-1488), скульптора, декоратора и живописца, имеющего собственную мастерскую во Флоренции и получающего много заказов от покровителей. Помимо рисования и скульптурной работы с разными материалами Леонардо с жадностью изучал технические и гуманитарные науки – всё без исключения было интересно.

Вердикт учителя о бесспорности своего дарования да Винчи услышал, когда ему исполнилось 20 лет – после новаторского и виртуозного исполнения молодым художником своей части заказа. Речь идёт о картине «Крещение Христа», к написанию которой Верроккьо привлёк учеников. Использовавшиеся тогда темперные краски (по составу: желток яйца, вода, уксус из винограда и цветной пигмент) давали недостаточно яркий результат. Масляные краски появились совсем недавно и были мало опробованы. Но именно ими Леонардо выполнил своё задание. Легенда гласит, что учитель был поражён результатом и объявил о своей высшей оценке художественного мастерства ученика и очевидном его таланте. Лица на картинах-заказах теперь пишет только да Винчи, который практикуется и безупречно овладевает различными техниками (карандаши из серебра, чёрного сланца, перо, натуральная минеральная сангина).

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, – религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев – его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

Да Винчи и науки

Тайная вечеря

К наукам Леонардо относился с большим интересом и жаждой познаний. Он считал: «Кто знает всё, тот может всё». Его кипучая инженерная и исследовательская мысль кидала его в разные области жизни: он усовершенствовал пистолет, сформировал идею аэроплана, описал речное течение, точно до мелочей знал строение скелета, оставил чертежи первого парашюта, велосипеда, танка, прожектора, телескопа, катапульты…

Математика его занимала только наглядная, имеющая очевидную пользу в работе и творчестве – геометрия и правила пропорции. Кроме того, да Винчи увлекали геология и картография, ботаника и гидравлика, акустика и механика, астрономия и оптика – для такого человека было мало одной жизни. Во многих областях науки он обогнал своё время на сотни лет. Сам себя он считал прежде всего инженером, потом учёным.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

«Музыкант»

Данный портрет был переписан великим итальянским художником почти до неузнаваемости в 1490—1492 гг. Затем он оставил своё произведение незавершенным. Сегодня картина хранится в Пинакотеке Амброзиана, Милан.

В XIX принято было считать, что на полотне изображен герцог Лодовико Сфорцо. Но в XX, во время восстановительных работ, удалось разобрать слова на бумаге, которую держит в руках изображенный парень. Ими оказались начальные буквы слов Cantum Angelicum, что в переводе звучит как «ангельская песнь». Рядом нарисованы ноты.

Благодаря этому открытию, на произведение стали смотреть иначе, дав ему соответствующее название.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: