Пенсионная реформа: ее риски должны быть просчитаны заранее

Игра на выбывание

По данным «Эксперт РА» на 01.10.09 большинство НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако при этом наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года составила лишь 5,5% по пенсионным резервам и 4,19% по пенсионным накоплениям). Необходимость компенсировать этот разрыв не позволит фондам в полной мере отвлекать прибыль текущего года на свои нужды. Это ограничит возможности НПФ по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

На фоне сокращения корпоративных пенсионных программ (по оценке «Эксперт РА» пенсионные взносы снизились в среднем по рынку на 30%) небольшие фонды не смогут закрыть убытки и одновременно организовать системы риск-менеджмента, а потому будут вынуждены уйти с рынка. В лучшем случае — слившись с более крупными игроками, а в худшем – с пропущенной «дырой» между обязательствами и активами и отозванной лицензией. «Текущие ограничения, накладываемые на минимальный уровень ИОУД, являются слишком мягкими, — утверждает исполнительный директор Национального НПФ Светлана Касина. — В условиях отсутствия инвестиционного дохода, фондам необходимо не менее 300-500 млн. рублей для обеспечения беспроблемного функционирования». Схожей позиции придерживается и Александр Жирков из НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»: «По нашим оценкам, самостоятельное развитие негосударственного пенсионного фонда – именно самостоятельное развитие, которое происходит не за счет средств учредителей – возможно при наличии суммы пенсионных накоплений и пенсионных резервов от 1 млрд. долларов. Такой размер бизнеса позволяет, не рискуя средствами участников и застрахованных лиц, развивать и поддерживать региональную инфраструктуру, повышать качество обслуживания клиентов».

В течение 2010-2011 гг. под давлением изменившихся правил игры с рынка может уйти 25% — 35% участников, но при этом консолидация рынка вокруг крупных фондов станет шагом к повышению качества управления рисками, а потому – важным шагом на пути к повышению надежности системы и защиты интересов будущих пенсионеров.

Доходные консерваторы

На волне борьбы с рисками растет консервативность инвестиционных портфелей НПФ. Если в структуре пенсионных резервов принципиальных изменений в 2009 г. не произошло, то структура пенсионных накоплений претерпела значительные изменения именно в текущем году за счет роста доли инструментов с фиксированным доходом и относительно небольшой рискованностью – таких, как денежных средств на счетах в банках и субфедеральных облигаций (см. врез).

На протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ, скорее всего останется столь же консервативной, как и сейчас. В то же время, состав инструментов, используемых фондами, скорее всего, пополнится инфраструктурными облигациями. С одной стороны запуск подобных бумаг в обращение продвигается крупнейшими игроками рынка и эмитентами, с другой стороны – длинные и надежные бумаги остро требуются фондам. «Проведенные исследования показывают, что доходность инфраструктурных проектов выше доходности по акциям. Так, вложения в американскую инфраструктуру позволили получить среднегодовую доходность инвестирования порядка 12.8% годовых по сравнению с 9.2% годовых по инвестициям в фондовый рынок США на периоде с 1997 по 2007 годы, – рассказывает Юрий Сизов, заместитель генерального директора УК «Лидер» по стратегическим вопросам. – При этом вложения в инфраструктурные проекты менее волатильны, так как во времена кризиса спрос на услуги инфраструктуры в большинстве случаев снижается значительно меньше, чем в других сферах».

1. Риск трудоустройства пожилых людей

Сейчас в России просто нет нормального рынка труда для граждан старше 50 лет. А это значит, что в будущем появится большое количество низкоквалифицированной рабочей силы — вахтеров, уборщиц, киоскеров и т.д. И не потому, что у людей нет знаний, а потому что больше их никуда не возьмут в силу возрастной дискриминации.

Если работающий пенсионер может себе позволить «демпинговать» зарплату, так как у него есть пенсия, то пожилой человек, оказавшийся без работы, но еще не получающий пенсию по возрасту, окажется в полной нищете и будет готов работать за копейки и без всяких социальных гарантий, лишь бы выжить.

К тому же безработным людям, устроившимся на биржу труда, придется платить пособие. Удастся ли бюджету в будущем сэкономить на пенсиях, выплачивая большое количество пособий по безработице — вопрос открытый.

Министры считают, что общество не испытает шока от пенсионной реформы. А для этого планируется делать все пошагово — с 2019 по 2034 год. Так, мужчины, родившиеся в 1959 году и женщины, родившиеся в 1964 году, выйдут на заслуженный отдых в 2020 году, достигнув 61 года и 56 лет соответственно.

2. Социальный риск

Один из главных рисков пенсионной реформы 2018 года — то, что она может привести к «пробуксовке» социальных лифтов. Если пожилой работник будет занимать ту или иную должность очень долго, то молодой работник эту должность, естественно, не получит. Это может привести к задержке карьерного роста, росту напряженности в коллективе и конфликтам между людьми разных возрастов.

Не вызывает одобрения в обществе и тот факт, что для «льготных категорий» граждан — прежде всего военнослужащих и представителей силовых структур — пенсионный возраст повышать не планируют. По крайней мере, пока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: