Как трудовой стаж влияет на размер пенсии?

04.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как трудовой стаж влияет на размер пенсии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии

В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.

Почему пенсии такие маленькие…

В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?

— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.

Размеры пенсионных выплат

Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.

Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.

Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.

Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.

Читайте также:  Провоз багажа и ручной клади в самолёте

Социальные пособия составляют 217 рублей. Самые низкие выплаты в Гомельской области – 174 рубля.

Размер социальной пенсии в Беларуси регулярно пересчитывается с учетом инфляции. Это делается примерно раз в год. Расчеты производятся с учетом прожиточного минимума. Предусмотрены и определенные надбавки к пенсии. Для пенсионеров старше 80 лет были сделаны доплаты в размере 45 рублей, что составляет 25 % от среднего значения.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Отличия пенсионных систем России и Белоруссии

На самом деле, в пенсионных системах двух стран нет большого количества отличий. И в России, и в Белоруссии пенсия начисляется по достижению определенного возраста при наличии у человека нужного количества отчислений в фонд социального страхования. Также в обеих странах небольшое пособие вправе получать инвалиды, нетрудоспособные лица и граждане, не имеющие достаточного стажа трудовой деятельности.

По большому счету, основными различиями является то, что пенсия в Белоруссии зависит в основном от стажа и размера страховых взносов. В России же определяющим показателем является пенсионный капитал. Дополнительно можно отметить, что в Беларуси порядок расчета пенсионных выплат для граждан, работающих в тяжелых условиях, производится немного по другой схеме.

Так какой же будет минимальная пенсия в этом году?

К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они положены. Именно так и выплачивается доплата к минимальным трудовым пособиям в размере 20% от среднего уровня заработной платы по стране. Такая надбавка предоставляется лишь в том случае, когда у человека есть достаточное количество рабочего стажа. Повышение пенсии планируется заранее, еще на этапе составления бюджета на грядущий год. В него закладываются темпы роста прожиточного минимума, но динамику роста среднего значения зарплаты предугадать бывает сложно, поэтому регулировка выплат осуществляется по факту.

Читайте также:  Чем услуги отличаются от работ и как это влияет на договор?

С учетом тех цифр, что были заложены в бюджет на этот год, размер минимальной пенсии по состоянию на начало года составляет 64,53 рубля. Если же учитывать надбавку в 20%, то на начало года пенсия составляет 260,82 рублей. Эта сумма не всегда покрывает расходы граждан и уже не раз велась речь о том, что доходы пенсионеров стоит увеличить. Поэтому в последнее время все чаще возникают вопросы о том, станут ли власти как-то менять нынешний уровень пенсий и какой тогда будет добавка к минимальной пенсии в Беларуси 2021. Власти уже успели подготовить определенные изменения в пенсионную систему, которые будут внедряться на протяжении всего 2021 года. Ожидается, что эти изменения не только как-то смогут повлиять на минималку, но внесут коррективы в социальные пособия и не только.

«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Читайте также:  Можно ли взять ребенка из детдома одинокой женщине

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Зачем повышать пенсионный возраст?

Продолжительность жизни увеличивается во всём мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодёжи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увиливать пенсионный возраст или два варианта сразу.

Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.

Другие страны (например, Литва и Польша) не только повысили пенсионный возраст, но и создали систему пенсионных накоплений, где работник обеспечивает не только сегодняшних пенсионеров, но и себя в будущем. Беларусь тоже пришла к этому: со следующего года вступит в силу указ «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63


Похожие записи: