Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)

04.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Окончание предварительного расследования

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Чем отличается следствие от дознания

Определение 1
Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

тема подробнее , а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования

Современная форма осуществления правосудия, обусловленная действием принципа состязательности сторон, предполагает такие механизмы рассмотрения и разрешения судом уголовного дела, при которых движущим началом судебного разбирательства является выражение четкой и обоснованной позиции стороны обвинения, сформулированной в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении. Именно эта позиция, согласно ст. 252 УПК, в последующем становится предметом судебного разбирательства первой инстанции, т. е. сущностью уголовно-правового спора, возникающего между обвинением и защитой, который рассматривается и разрешается судом в установленном процессуальным законом порядке.

Следовательно, после получения первоначальной информации о совершенном или готовившемся преступлении и возбуждения уголовного дела и до проведения судебного разбирательства необходимо осуществление целого комплекса различных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой претензии (обвинения). В данной претензии выражается позиция стороны обвинения, которая впоследствии становится предметом судебного разбирательства по уголовному делу. И именно для этого в системе российского уголовного судопроизводства существует стадия предварительного расследования.

Приостановление и возобновление предварительного следствия

В процессе предварительного расследования нередко возникают различные объективные обстоятельства, исключающие возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, которые, в свою очередь, делают невозможным окончание досудебного производства по уголовному делу и направление его материалов в суд. Такие обстоятельства могут существовать довольно длительный период времени и обусловливают процессуальную пассивность органов предварительного расследования. Поэтому законодатель предусматривает возможность приостановления предварительного расследования.

Приостановление предварительного следствия — это временное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отношений, обусловленное объективно сложившимися обстоятельствами, исключающими возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Таким образом, основания для приостановления предварительного расследования всегда представляют собой объективные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Эти основания регламентированы ч. 1 ст. 208 УПК. Условно их можно разделить на две группы:

1) основания, обусловленные процессуальными сроками, по которым приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении установленного по данному уголовному делу срока до знания или предварительного следствия. Эта группа включает два следующих основания: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2) основания, не обусловленные процессуальными сроками, по которым предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания его срока. В эту группу включены следующие основания: а) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; б) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. К подобным заболеваниям относятся психические расстройства и болезни, лечение которых проистекает в медицинских стационарах или при постельном режиме.

При этом вне зависимости от основания предварительное расследование может быть приостановлено только в случае, если по уголовному делу выполнены все остальные следственные действия и иные процессуальные мероприятия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и приняты меры по его установлению либо розыску (ч. 5 ст. 208 УПК).

Процессуальное решение о приостановлении предварительного расследования оформляется постановлением дознавателя или следователя, копия которого направляется прокурору. О приостановлении предварительного расследования уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Одновременно им разъясняется порядок обжалования данного решения руководителю следственного органа, прокурору или в суд. В случае приостановления предварительного следствия по не обусловленным процессуальными сроками основаниям об этом уведомляются также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.

На практике нередко возникает ситуация, когда по уголовному делу, расследуемому в отношении нескольких лиц, основания для приостановления касаются не всех, а только одного или нескольких соучастников. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 208 УПК уголовное дело в отношении этих лиц может быть приостановлено после выделения в отдельное производство в порядке ст. 154 УПК.

По приостановленному уголовному делу не допускается проведение ни следственных действий, ни иных процессуальных мероприятий, а также вынесение постановлений, направленных на решение задач предварительного расследования.

Вместе с тем в целях завершения досудебного производства и на правления его материалов в суд законодатель обязывает следователя (дознавателя), приостановившего уголовное дело, осуществлять различные непроцессуальные мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, исключивших участие подозреваемого или обвиняемого (ст. 209 УПК). В частности, это может выражаться в направлении в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям запросов, писем, телефонограмм и в истребовании от них различных документов.

Более того, следователь вправе по приостановленному уголовному делу поручать органам дознания проведение различных ОРМ, в том числе организацию розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, и контролировать ход их осуществления.

В частности, Председатель Следственного комитета РФ предписывает следователям вверенного ему ведомства не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего ОРД, а в необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу.

Розыск представляет собой систему непроцессуальных мероприятий, направленных на установление места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого в целях его фактического задержания и доставления в органы предварительного расследования (ст. 209 УПК). По территории проведения розыск может быть: местным, федеральным или международным. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Поэтому следователь (дознаватель) либо выносит отдельное постановление о розыске лица, либо указывает об этом в постановлении о приостановлении предварительного расследования. В случае обнаружения разыскиваемого он может быть задержан органом дознания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном гл. 12 УПК. При наличии соответствующих оснований в отношении его может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.

Возобновление приостановленного предварительного следствия — это процессуальная процедура, которая заключается в восстановлении всех ранее приостановленных правоотношений ввиду устранения обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном деле лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, или ввиду появления новых обстоятельств, требующих производства ряда процессуальных мероприятий без его участия.

Так, согласно ч. 1 ст. 211 УПК предварительное расследование возобновляется в случаях, если: а) отпали основания его приостановления; б) возникла необходимость производства новых следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого. Решение о возобновлении производства по уголовному делу оформляется соответствующим постановлением следователя (дознавателя). О возобновлении предварительного расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и другим заинтересованным лицам, а так же прокурору.

Уголовное дело может быть также возобновлено на основании постановления прокурора (ч. 11 ст. 211, ч. 31 ст. 223 УПК), руководителя следственного органа — для предварительного следствия (ч. 2 ст. 211 УПК) либо руководителя подразделения дознания — для дознания (ч. 31 ст. 223 УПК) в связи с отменой постановления следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя о приостановлении предварительного расследования.

Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.

Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.

Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

  • К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
  • 1) формы предварительного расследования;
  • 2) подследственность;
  • 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
  • 4) соединение и выделение уголовных дел;
  • 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
  • 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
  • 7) составление и оформление протокола следственного действия;
  • 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
  • 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
  • 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
  • 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
  • Характеристика этих общих условий дается ниже.
  • Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Читайте также:  Штрафы за незаконную перепланировку нежилого помещения

Чем отличается следствие от дознания

Определение 1
Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

тема подробнее , а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Дознаватель, его основные функции

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Приостановление и возобновление предварительного следствия

В процессе предварительного расследования нередко возникают различные объективные обстоятельства, исключающие возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, которые, в свою очередь, делают невозможным окончание досудебного производства по уголовному делу и направление его материалов в суд. Такие обстоятельства могут существовать довольно длительный период времени и обусловливают процессуальную пассивность органов предварительного расследования. Поэтому законодатель предусматривает возможность приостановления предварительного расследования.

Приостановление предварительного следствия — это временное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отношений, обусловленное объективно сложившимися обстоятельствами, исключающими возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Таким образом, основания для приостановления предварительного расследования всегда представляют собой объективные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Эти основания регламентированы ч. 1 ст. 208 УПК. Условно их можно разделить на две группы:

1) основания, обусловленные процессуальными сроками, по которым приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении установленного по данному уголовному делу срока до знания или предварительного следствия. Эта группа включает два следующих основания: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2) основания, не обусловленные процессуальными сроками, по которым предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания его срока. В эту группу включены следующие основания: а) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; б) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. К подобным заболеваниям относятся психические расстройства и болезни, лечение которых проистекает в медицинских стационарах или при постельном режиме.

При этом вне зависимости от основания предварительное расследование может быть приостановлено только в случае, если по уголовному делу выполнены все остальные следственные действия и иные процессуальные мероприятия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и приняты меры по его установлению либо розыску (ч. 5 ст. 208 УПК).

Процессуальное решение о приостановлении предварительного расследования оформляется постановлением дознавателя или следователя, копия которого направляется прокурору. О приостановлении предварительного расследования уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Одновременно им разъясняется порядок обжалования данного решения руководителю следственного органа, прокурору или в суд. В случае приостановления предварительного следствия по не обусловленным процессуальными сроками основаниям об этом уведомляются также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.

На практике нередко возникает ситуация, когда по уголовному делу, расследуемому в отношении нескольких лиц, основания для приостановления касаются не всех, а только одного или нескольких соучастников. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 208 УПК уголовное дело в отношении этих лиц может быть приостановлено после выделения в отдельное производство в порядке ст. 154 УПК.

По приостановленному уголовному делу не допускается проведение ни следственных действий, ни иных процессуальных мероприятий, а также вынесение постановлений, направленных на решение задач предварительного расследования.

Вместе с тем в целях завершения досудебного производства и на правления его материалов в суд законодатель обязывает следователя (дознавателя), приостановившего уголовное дело, осуществлять различные непроцессуальные мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, исключивших участие подозреваемого или обвиняемого (ст. 209 УПК). В частности, это может выражаться в направлении в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям запросов, писем, телефонограмм и в истребовании от них различных документов.

Более того, следователь вправе по приостановленному уголовному делу поручать органам дознания проведение различных ОРМ, в том числе организацию розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, и контролировать ход их осуществления.

В частности, Председатель Следственного комитета РФ предписывает следователям вверенного ему ведомства не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего ОРД, а в необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу.

Розыск представляет собой систему непроцессуальных мероприятий, направленных на установление места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого в целях его фактического задержания и доставления в органы предварительного расследования (ст. 209 УПК). По территории проведения розыск может быть: местным, федеральным или международным. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Поэтому следователь (дознаватель) либо выносит отдельное постановление о розыске лица, либо указывает об этом в постановлении о приостановлении предварительного расследования. В случае обнаружения разыскиваемого он может быть задержан органом дознания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном гл. 12 УПК. При наличии соответствующих оснований в отношении его может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК. Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности. После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться. Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым. Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток. После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней. И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., средний: 4,70 из 5)

Формы дознания сходства и различия

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования

Предварительное следствие представляет собой основную форму предварительного расследования. Помимо общих условий предвари тельного расследования, для предварительного следствия характерны некоторые специальные правила. К таковым относятся: сроки предварительного следствия, порядок осуществления расследования следственной группой, общие правила производства следственных действий, судебный порядок разрешения на производство следственных действий и некоторые другие (гл. 22 УПК). Первые два рассматриваются в данном параграфе, а остальные будут рассмотрены ниже при характеристике следственных действий.

Сроки предварительного следствия. Для осуществления предвари тельного следствия законодатель устанавливает определенные процессуальные сроки. Их соблюдение является одним из условий законности всех производимых процессуальных мероприятий и всех принимаемых решений. Следовательно, сроки предварительного следствия создают гарантии своевременного выполнения соответствующих процессуальных процедур, способствуют быстрому и эффективному решению задач уголовного судопроизводства, обеспечивают надлежащую защиту прав и законных интересов участников процесса. Несоблюдение процессуального срока предварительного следствия обусловливает признание полученных таким образом результатов не имеющими силы, а также влечет применение к должностным лицам органов предварительного следствия мер юридической ответственности.

Срок предварительного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается в момент завершения предварительного следствия в установленных законом формах. Так, в случае направления уголовного дела для последующего рассмотрения в суд с обвинительным заключением или для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера окончанием срока предварительного следствия считается момент передачи его материалов прокурору. В случае прекращения уголовного дела срок оканчивается в день вынесения соответствующего постановления (ч. 2 ст. 162 УПК). Время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, при исчислении процессуальных сроков не учитывается (ч. 3 ст. 162 УПК).

Читайте также:  Исковое заявление к наследникам по долгам наследодателя

Согласно ч. 1 ст. 162 УПК по любому уголовному делу, расследующемуся в форме предварительного следствия, установлен срок расследования — два месяца. Если в указанный срок производство предварительного следствия завершить не представляется возможным, то законодатель предусматривает специальные основания и порядок его продления. Правом продления процессуальных сроков предварительного следствия наделены руководители следственных органов различного уровня: чем на более длительное время продлевается срок расследования, тем более высокий руководитель правомочен принять подобное решение.

Так, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем соответствующего следственного органа до трех месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК). Это означает, что решение о продлении срока в этом случае вправе принять руководитель любого уровня, непосредственно возглавляющий следственный орган, в производстве которого находится уголовное дело. Решение о продлении срока до трех месяцев может быть, например, принято руководителем следственного органа по району, городу. Это решение может быть принято и любым вышестоящим руководителем следственного органа.

По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ (приравненным руководителем следственного органа) до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

В исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен Председателем Следственного комитета РФ или иным руководителем следственного органа федерального уровня, а также их заместителями более чем на 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

Таким образом, законодатель не устанавливает предельно допустимого срока предварительного следствия. Это положение означает, что по особо сложным и объемным уголовным делам в случае наличия соответствующих оснований срок расследования может быть продлен на весьма значительный период времени. Вместе с тем подобное правило не может расцениваться как позволяющее продлевать сроки производства по уголовному делу произвольно и безосновательно.

Порядок продления сроков предварительного следствия регламентирован ч. 7, 8 ст. 162 УПК. Так, при невозможности окончить расследование в отведенный период времени следователь не позднее чем за пять суток до истечения прежнего срока выносит соответствующее постановление и представляет его на утверждение руководителю следственного органа. О продлении сроков предварительного следствия письменно уведомляются подозреваемый (обвиняемый), его за щитник, а также потерпевший и его представитель.

Помимо правил продления, закон регламентирует специальные процедуры по установлению дополнительного срока следствия после возобновления предварительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК). Так, в случае возвращения уголовного дела в порядке ч. 11 ст. 211, ч. 1 ст. 214 или п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК руководитель следственного органа может установить по нему срок дополнительного следствия, который необходим для исполнения соответствующих указаний прокурора или обжалования его решения. Этот срок не может превышать одного месяца со дня поступления материалов дела к следователю. В случае возобновления прекращенного или приостановленного производства, а также при возвращении уголовного дела для произ водства дополнительного расследования руководитель следственного органа вправе установить по нему срок дополнительного следствия также до одного месяца. При этом необходимо отметить, что независимо от общего срока расследования решение об установлении срока дополнительного следствия может принять руководитель следственного органа любого уровня, непосредственно осуществляющий ведомственный контроль за уголовным делом. Дальнейшее продление сроков по возобновленному делу осуществляется в общем порядке (схема 3).

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др.

Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю. Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

Вопрос 2. Формы предварительного расследования и их соотношение

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). В УПК РФ дознание — процессуальная деятельность по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие. Теперь дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

Производство дознавателями расследования в форме дознания по уголовным делам заключается в осуществлении уголовно — процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, указанных в ч.3 ст.151 УПК РФ, для выяснения обстоятельств совершения которых закон не требует проведения предварительного следствия.

Следует иметь в виду, что в юридической литературе высказы¬ваются мнения о существовании в отечественном уголовном про¬цессе третьей формы расследования — смешанной. Предварительное следствие — основная, ведущая форма расследования, поскольку оно проводится по большинству преступлений.

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно — процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, ее формы, организации, органы, осуществляющие ее, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

  1. Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования. 8
  2. Полномочия следователя. 10
  3. Обязанности органов дознания. 14
  4. Общие условия производства предварительно следствия. 17

Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность // Большая советская энциклопедия. — М., 1970.

Клир Дж. Системология.
Автоматизация решений системных задач. — М., 1990.

Гончан Ю. А. Функциональный анализ уголовного судопроизводства: постановка проблемы // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): мат-лы междунар. науч,-практ. конф. — Екатеринбург, 2005. — Ч. 1.20. Сроки дознания и предварительного следствия порядок исчисления и продления? Шакуров Р. X. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. Исходя из анализа главы 22 УПК РФ, которая регламентирует производство предварительного следствия, можно сделать вывод о том, что систему предварительного следствия составляют следующие действия и решения процессуального характера: принятие следователем уголовного делак производству; выполнение следственных и иных процессуальных действий; привлечение лица в качестве обвиняемого; применение мер процессуального принуждения, приостановление предварительного следствия; окончание предварительного следствия.

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание. Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления. Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

  • 1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;
  • 2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;
  • 3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь;
  • 4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.
Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году
Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).

Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.

Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Предварительное расследование преступлений осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания (в общем порядке / в сокращенной форме). Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением УД о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК.

Дознание производится:

а) по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК (например, ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 158 и др.);

б) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.

По письменному указанию прокурора уголовные дела, расследование по которым производится в форме дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование большинства уголовных дел осуществляется именно в форме предварительного следствия. Осуществляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В свою очередь, дознание является упрощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании. Т. е. в основу подразделения кладется тяжесть совершенного преступления.

Эти две формы соотносятся как две части одного целого.

Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Различия между дознанием и предварительным следствием.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1). Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком. Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

  • Проблемные стороны правового положения прокурора в досудебном уголовном процессе
  • Криминологическая характеристика несовершеннолетнего осужденного
  • Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот древесины в связи с изменениями в лесном законодательстве
  • Специалист как субъект уголовного процесса
  • Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц при их создании


Похожие записи: