Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

12.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изначально, социальное партнерство появилось как самостоятельная категория в начале XX века, использовалось для разработки теории «социальных реформ», которая выступала противовесом теории «классовой борьбы», антиподом которой являлось социальное партнерство.

Участие работников в управлении организацией

Еще одной формой социального партнерства является участие работников в управлении организацией. Право на участие в управлении может осуществляться как каждым работником индивидуально, так и коллективом работающих в целом. Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, 113, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371 — 373), коллективным договором, соглашениями;

2) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Рекомендация МОТ от 26 июня 1952 г. N 94 о сотрудничестве на уровне предприятия устанавливает, что должны приниматься надлежащие меры с целью содействия консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим общий интерес и не охватываемым процедурой коллективных переговоров или какой-либо другой процедурой, обычно применяемой при определении условий труда.

Социальное партнерство в сфере труда

В сфере труда действие механизма социального партнерства обеспечивает формирование условий для функционирования трех ключевых механизмов социального партнерства. Механизмы социального партнерства основываются на происходящих социально-экономических изменениях и способствуют формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений.

Механизмы социального партнерства в сфере труда

Механизм социального партнерства

Характеристика

1

Соглашения

Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Регулирует социально-трудовые отношения, через него можно влиять на управление предприятиями.

2

Коллективные договоры и трудовые контракты

Средства защиты интересов работников. Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. В трудовом контракте оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности руководителя, какую заработную плату он должен выплачивать.

3

Партнерские переговоры

Средство регулирования социально-трудовых отношений, процесс в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. Широко применяется принцип консенсуса. Переговоры – это своеобразный социальный диалог, основанный на приоритетах согласия.

Социальное партнерство в сфере труда обусловлено наличием объективных факторов развития социально-трудовых отношений.

Можно выделить такие основные формы социального партнерства:

  • Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
  • Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
  • Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
  • Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.

Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства — это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:

  • размеры и формы оплаты труда наемных работников;
  • особенности выплаты компенсаций и пособий;
  • механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
  • прием, высвобождение и переобучение работников;
  • соотношение времени труда и отдыха;
  • вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
  • улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
  • соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
  • обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
  • вопросы организации и оплаты питания;
  • оздоровление работников и членов их семей;
  • порядок контроля за выполнением коллективного договора.

Комментарий к ст. 23 ТК РФ

1. Комментируемая статья дает легальное определение социального партнерства в сфере труда. Предложенное определение содержит все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления.

2. Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (см. коммент. к ст. 27).

Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия, координации своих действий, например: создание на паритетных началах органов (координационных комитетов по занятости); совместное участие в управлении внебюджетными фондами; участие органов социального партнерства (а в случае их отсутствия — соответствующих профсоюзов и объединений работодателей) в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (см. коммент. к ст. 35.1).

3. Социальное партнерство в сфере труда включает в себя как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. (см. коммент. к ст. 35). Иные государственные органы власти взаимодействуют с профессиональными союзами и объединениями работодателей в порядке, предусмотренном ст. 35.1 ТК.

4. Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Такие решения принимаются на разных уровнях (см. ст. 26 ТК) и имеют различный характер: нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке; согласованные программы и планы; государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров; локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Механизм под названием «социальное партнерство» сформировался во второй половине XIX — XX вв. Его возникновение связано с ростом числа наемных работников и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе в результате развития индустриализации.

Во время индустриализации в ряде стран мира появились политические партии, профессиональные и депутатские объединения, группы интересов, рабочие клубы.

Кроме радикальных течений в Европе (к примеру, партия большевиков в России), призывавших в начале XX века к революционной смене буржуазного строя, существовали и партии мира, выступавшие за эволюционное развитие общества, которое представлялось им как результат социального партнерства [2].

  • На данный момент социальное партнерство в трудовой сфере широко распространено в мировой практике и устанавливается в России.
  • Исследование данного явления, его определения, сущности и значения для общества актуально в наше время, потому что позволяет понимать систему взаимодействия между работниками и работодателями в современном развитом обществе и совершенствовать ее.
  • Начнем с того, что социальное партнерство — механизм взаимодействия наемных работников, работодателей и государства.

Более точное определение понятия социального партнерства в сфере труда закреплено в статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Согласно данной статье: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].

А статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень основных принципов социального партнерства. Согласно данной статье в социальном партнерстве в сфере труда в Российской Федерации:

  • стороны равноправны;
  • интересы сторон уважаются и учитываются;
  • стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях;
  • государство на демократической основе содействует укреплению и развитию социального партнерства;
  • стороны и их представители соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • представители сторон полномочны;
  • стороны обладают свободой выбора при обсуждении вопросов, которые входят в сферу труда;
  • стороны добровольно принимают на себя обязательства;
  • обязательства, принимаемые на себя сторонами, реальны;
  • выполнение коллективных договоров и соглашений обязательно;
  • за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений осуществляется контроль;
  • стороны и их представители несут ответственность за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].

Понятие социального партнёрства

Социальному партнёрству отводится особое место в системе трудовых отношений. Некоторые эксперты утверждают, что социальные вопросы, в первую очередь вопросы занятости населения, должны выступать в качестве критериев объяснения принимаемых решений и подчинять себе экономическую эффективность развития производства. Финансовые рычаги управления являются базой для обеспечения социального равновесия в обществе. В достижении гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего высокую степень реализации трудового потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике.

В сфере труда социальное партнёрство представляет собой исключительный тип социально-трудовых отношений, которые характерны для рыночной экономики, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наёмных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Выделяют следующие элементы, из которых состоит система социального партнёрства:

  • Субъекты.
  • Объекты.
  • Уровни.
  • Механизмы реализации.

В качестве субъектов социального партнёрства выступают работники, работодатели т государство.

Представителями сторон, которые выражают интересы субъектов выступают: органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, которые образуются на общем собрании работников организации и уполномоченные им; руководители организаций или иные полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; правительство страны, а также центральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, в том числе соответствующие органы местного самоуправления.

Взаимодействие сторон и регулирование социально-трудовых отношений

В ходе регулирования социально-трудовых отношений происходит некоторое взаимодействие, которое зачастую выражается в форме переговоров, в этой связи необходимы лидеры, способные представлять и отстаивать интересы сторон, — а именно люди компромиссного типа, компетентные, способные поставить общий интерес выше собственного, активные, последовательные в достижении целей и решении задач.

Важно понимать, что описание модели социального партнёрства и анализ комплекса объективных условий и субъективных факторов, нужны с целью её эффективного функционирования и развития. Кроме того, важно знать, что именно это и даёт возможность обозначить круг проблем, которые оказывают влияние на становление системы социального партнёрства в РФ. Среди этих факторов выделяют следующие:

  • Страна, сконцентрированная на формировании социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые способны обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем в реальности данная норма имеет достаточно декларативный характер, поскольку заявленное властями формирование социально-ориентированной экономики носит весьма условный характер.
  • Экономика находится в состоянии выхода из кризиса, в той ситуации, когда говорится не о внедрении достижений современной научно-технической революции, а об обеспечении стабильности производства и цен, стимулировании инвестиций в экономику, поддержке отечественных производителей, а также реформах налоговой системы.
  • Современное общество имеет слабую структуру: сегодня можно говорить о слабом достаточно незначительном слое сверхбогатых людей, вместе с тем большая часть населения страны находятся на или за гранью прожиточного минимума, что напрямую говорит о несформированности среднего класса, который, в свою очередь, является социальной опорой партнёрских отношений.
  • Несмотря на это существует свобода создания общественных объединений, регламентированная на законодательном уровне; при всей нынешней неоднородности общества социальные слои, группы и классы в полной мере идентифицируют собственные интересы, в стадии становления.
  • В стране наблюдается осуществление процесса создания демографических форм, однако иногда декларация прав и свобод личности не подкреплена конкретными гарантиями.
  • Происходит формирование механизма регуляции социально-трудовых отношений.
  • Состояние общественного сознания, которое определяется во многом конкретной социально-экономической и политической ситуацией, нестабильно. Даже в некоторых момент преобладает ориентация на социальный мир.
  • Предприниматели, которые находятся на завершающем этапе первоначального накопления капитала, при этом они зачастую не в полной мере осознают важность и необходимость партнёрских отношений с работниками.
  • На большей части предприятий перестали использовать распространённые при социализме, пусть и формальные, но в любом случае формы участия рабочих в управлении производством, а распространённое в странах с рыночной экономикой участие наёмных работников в предпринимательстве до настоящего момента не имеет широкого распространения в РФ.
  • Главы профсоюзов чаще всего не являются независимыми от работодателей, что оказывает влияние на их независимое мнение и отстаивание прав работников. Бывает, что в одном профсоюзе состоят членами и наёмные работники, и работодатели. Разнообразие и множественность профессиональных союзов становится причиной конфронтации и возникновению соперничества между ними, естественно, это негативно сказывается на выполнении из основных функций – защите интересов работников.
Читайте также:  Страховые взносы ИП за себя в 2023 году

Важно отметить, что все вышеупомянутые проблемы, ярко отражаются на процессе формирования системы социального партнёрства как наиболее важного инструмента социальной защиты наёмных работников на рынке труда.

Определение 3

Социальное партнёрство – это равноправные взаимоотношения между работниками и работодателями, органами исполнительной власти, местного самоуправления, которые основываются на международных нормах, законодательстве страны, установленные для обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанных с ними экономическими вопросами, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающиеся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, принятии совместных решений.

Определение 4

Система социального партнёрства – это перманентно работающая совокупность органов, которые формируются социальными партнёрами.

Кроме того, система социального партнёрства представляет собой определённый органами порядок взаимодействия и функционирования данных органов, а также совместные документы, принимаемые социальными партнёрами, где основанием выступают международные нормы, законодательство страны, а также региональные законы.

Определение 5

Социальное партнёрство – это тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых в пределах социального мира обеспечивается согласование их самых важных –социально-трудовых интересов.

На самом деле социальное партнёрство выступает как весомая альтернатива всякой диктатуре класса или личности и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на разных уровнях.

Замечание 1

В РФ для этих целей с начала 1992 г. была введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, Общероссийским объединением профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийских представительских органов и общероссийскими объединениями работодателей.

Примечательно, что на отраслевом уровне принято считать, что целесообразно заключать трёхсторонние отраслевые соглашения между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, которые наделены правами на ведение переговоров и заключения отраслевых соглашений, представителями государства.

Замечание 2

На уровне территорий заключаются специальные соглашения, а на уровне предприятий, в учреждениях и организациях – коллективные договоры.

В обобщённом виде регулирование социально-трудовых отношений представляет собой совместную деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, которая направлена на согласование интересов и решение проблем в социальной и производственной деятельности людей, где основой является трипартизм.

Определение 6

Трипартизм – это система трёхстороннего представительства.

Система социального партнёрства, которая основана на трипартизме функционирует как объективные требования и предпосылки для работы и развития любого механизма управления производством. Примечательно, что одновременно с этим степень развития партнёрства прямо пропорциональна степени демократизации управления.

Вместе с тем как развивался процесс децентрализации в управлении, отнесения к компетенции коллективов предприятий решения большинства вопросов, которые регулируют социально-трудовые отношения, расширялись права республик, краёв, областей и других регионов и городов объективно появлялись условия и предпосылки для развития и по форме, и по существу всего механизма социального партнёрства на всех уровнях выработки и принятия решений.

Замечание 3

В условиях разгосударствления и смены форм собственности постоянно растёт необходимость в управлении, поскольку возникают личный и коллективный экономические интересы сторон, где каждая желает увеличить собственный доход.

Основу формирующихся цивилизованных отношений между партнёрами должны составлять принципы, которые разработаны Международной организацией труда:

  • Всеобщий и прочный мир устанавливается исключительно с основой на социальную справедливость.
  • Непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда выступает как препятствие для других стран, которые хотят улучшить положение трудящихся.
  • Свобода слова и свобода объединения – наиболее важные условия для перманентного прогресса.
  • Нищета в любой точке мира представляет собой угрозу всеобщего благосостояния.
  • Все без исключения люди, вне зависимости от расы, пола, веры и прочих критериев, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы достоинства, устойчивости в экономике, а также равных возможностях.
  • Полная занятость и повышение уровня жизни.

В соответствии с принципами деятельности Международной организации труда, которая по сути представляет собой высшее структурное звено общемирового механизма системы социального партнёрства, национальные социальные партнёры всех уровней – общегосударственных, региональных, отраслевых, производственных – должны в том числе определять собственные принципы деятельности и строго следовать и выполнять их. Однако, стоит отметить, что принципы, которые утверждены Международной организацией труда, имеют весьма универсальный, общемировой характер.

Система социального партнерства

Формами социального партнерства являются:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство строится на принципах:

— равноправия сторон;

— уважения и учета интересов сторон;

— заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;

— содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочности представителей сторон;

— свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольности принятия сторонами на себя обязательств; реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Органы социального партнерства могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.

Уровнями системы социального партнерства являются:

— Федеральный (генеральное и отраслевые соглашения)

— Межрегиональный

— Региональный

— Территориальный

— Локальный (коллективный договор).

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трёхсторонними, постоянно действующими, созданными для разработки и принятия соглашений в сфере социального партнерства (трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, отраслевые трёхсторонние комиссии), и двусторонние, временные, созданные, как правило, на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, договоров и контроля за их исполнением, а также по вопросам коллективных трудовых споров на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.

Комиссии формируются и руководствуются в своей деятельности принципом трипартизма и равенства представительства сторон. Комиссию возглавляют, как правило, три сопредседателя, секретариат комиссии, её рабочие группы, иные органы также формируются из равного числа представителей каждой из сторон социального партнерства.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, когда Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями установлена необходимость учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Необходимо также упомянуть про порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, необходимый при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Читайте также:  Календарь ИП на УСН на 2023 год

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Как вы понимаете, учет мнения представительного органа работников или выборного органа первичной профсоюзной организации в контексте вышеуказанных положений трудового законодательства имеет несколько ограниченное значение: во-первых, если в организации нет первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников или представительного органа работников, то работодатель вправе принимать любые локальные нормативные акты самостоятельно (письмо Роструда 08.12.2008 N 2742-6-1); во-вторых, работодатель может не принимать во внимание мнение представительного органа работников или выборного органа первичной профсоюзной организации и издавать локальные нормативные акты в соответствии со своим разумением, что приводит к возникновению коллективных трудовых споров и судебных процессов.

Правда, Трудовой кодекс РФ содержит в статье 8 положение о том, что Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Это положение не решает первой приведенной нами проблемы, но решает вторую.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

— реорганизации или ликвидации организации;

— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

— подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

— по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Контроль и ответственность

Контроль за исполнением коллективного договора, соглашения возлагается на стороны социального партнерства, их представителей и соответствующие органы по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Мероприятия по контролю могут устанавливаться как в самих соглашениях и коллективных договорах, так и законах, регулирующих вопросы социального партнерства и создания комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в положениях и регламентах последних. Например, в Регламенте работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сказано, что на рассмотрение Комиссии не менее двух раз в год вносятся вопросы об итогах реализации Московского трехстороннего соглашения и принятых Комиссией решений.

Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена Кодексом об административных правонарушениях.

Статья 5.28 КоАП РФ за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет согласно статье 5.29 КоАП РФ, предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Статья 5.30 КоАП РФ в случае необоснованного отказа работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Также устанавливается ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), согласно статье 5.32 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Статья 5.33 КоАП РФ устанавливает за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей.

Наконец, статья 5.34 КоАП РФ угрожает административным штрафом в размере от 4 000 до 5 000 рублей за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Поскольку существенные условия трудового договора устанавливаются по соглашению сторон, законодательство исходит из того, что и изменение этих условий возможно тоже по соглашению сторон, которое должно быть оформлено письменно (ст. 57 ТК). Это общее правило.

Изменение условий трудового договора возможно:

• когда происходит перемещение (перевод) работника на другую работу;

• когда перемещения (перевода) на другую работу не происходит, работник остается на своем рабочем месте, но в силу определенных обстоятельств меняются существенные условия его трудовой деятельности. Законодательная регламентация переводов на другую работу преследует две цели: во-первых, обеспечить работнику право на те условия труда, которые были согласованы сторонами при приеме на работу, т. е. обеспечить стабильность трудового отношения и гарантировать трудовые права работника; во-вторых, предоставить работодателю возможности некоторого маневрирования рабочей силой, когда возникает объективная необходимость произвести перестановки работников (для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения неотложных работ и в других случаях).

Исходя из этого, в трудовом праве различаются два вида перемещений работников:

• перемещения, сопряженные с изменением условий трудового договора, т. е. перемещения на работу, не обусловленную трудовым договором, которые признаются переводами на другую работу и требуют согласия работника, за исключением временных переводов на другую работу вследствие производственной необходимости (ст. 74 ТК);

• перемещения на другое рабочее место, не сопровождающиеся изменением условий трудового договора, которые не признаются переводами на другую работу и допускаются по распоряжению работодателя без согласия работника.

Переводом на другую работу признается такое перемещение работника, которое сопровождается изменением существенных условий трудового договора:

• трудовой функции работника (перемещение на работу по другой специальности, квалификации, должности; поручение работы, не входящей в круг трудовых обязанностей работника);

• места работы (перемещение в другую организацию или предприятие);

• местности (если организация переезжает в другой населенный пункт в соответствии с существующим административно-территориальным делением);

• иных существенных условий труда (изменением режима труда, снижением размера заработной платы, отменой льгот, которыми пользовался работник, и т. д.), даже если такое перемещение было в пределах предприятия, без изменения трудовой функции работника. Согласие работника на перевод в указанных случаях должно быть получено работодателем в письменной форме (ст. 57 ТК).

Не является переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК).

Трудовым законодательством предусмотрено два вида переводов на другую работу: переводы на другую постоянную работу, осуществляемые без указания срока перевода; временные переводы на другую работу, производимые на определенный срок, установленный в приказе или распоряжении работодателя. Если в приказе или распоряжении срок не указан, перевод признается постоянным.

Переводы на другую постоянную работу всегда требуют согласия работника – исключений из этого правила закон не устанавливает. Отказ от такого перевода всегда правомерен и не может вызвать каких-либо неблагоприятных последствий для работника. Лишь в случаях, указанных в законе, может последовать увольнение:

• если предприятие или организация переезжает в другую местность, а работник отказался переехать вместе с предприятием; в этой ситуации трудовые отношения не могут сохраниться и трудовой договор с работником расторгается по п. 9 ст. 77 ТК с выплатой работнику выходного пособия;

• если по медицинскому заключению работник не может выполнять свою работу и нуждается в переводе на другую работу, однако от перевода отказался либо в организации нет другой работы, на которую он может быть переведен; в этом случае трудовой договор расторгается по п. 8 ст. 77 ТК;

• если у работодателя есть законное основание уволить работника, но вместо увольнения ему предлагается перевод на другую работу; при отказе от перевода работника увольняют по тому основанию, которое есть у работодателя (например, по сокращению штатов, по несоответствию работника занимаемой должности или выполняемой работе и т. д.). Временные переводы по общему правилу допускаются также только с согласия работника. Лишь в случае производственной необходимости временные переводы возможны без согласия работника по распоряжению работодателя; при этом отказ от перевода без уважительных причин рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение к работнику меры дисциплинарного взыскания.

Временные переводы на другую работу в той же организации вследствие производственной необходимости регламентируются ст. 74 ТК. Производственная необходимость предполагает наличие исключительных, заранее непредвиденных обстоятельств, от которых зависит дальнейшая нормальная работа предприятия. Это необходимость предотвращения или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; предотвращения несчастных случаев, простоя и т. д. К производственной необходимости закон относит замещение отсутствующего работника (находящегося в командировке, в отпуске, заболевшего и т. д.).

Перевод без согласия работника допускается на срок не более одного месяца, а для замещения отсутствующего работника – на срок не более одного месяца в течение календарного года. При переводе на нижеоплачиваемую работу за работником сохраняется средний заработок по его прежней работе.

Читайте также:  Мать-одиночка: льготы и выплаты в 2023 году

На работу более низкой квалификации работник может быть переведен только с его письменного согласия.

Производственной необходимостью исчерпывается возможность работодателя переводить временно работников на другую работу без их согласия. Но и при производственной необходимости не следует переводить без согласия работника: на материально ответственную работу, требующую заключения договора о полной материальной ответственности, если работник откажется от заключения такого договора; на работу, которую работник объективно не может выполнять из-за отсутствия специальных знаний, навыков, опыта; на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Возможность постоянных и временных переводов на другую работу по соглашению сторон трудового договора законом не ограничена.

Изменение существенных условий трудового договора возможно и в тех случаях, когда никакого перемещения работника не происходит. Однако в силу определенных обстоятельств на его рабочем месте существенно меняются условия его трудовой деятельности. Здесь возможны следующие ситуации.

1. Если произошла смена собственника организации, либо изменилась ее подведомственность, либо произошла реорганизация.

При смене собственника, при некоторых способах реорганизации, а также при изменении вследствие этого организационно-правовой формы юридического лица меняется сторона трудового договора – работодатель. Совершенно очевидно, что работник может не пожелать продолжать трудовые отношения с новым работодателем. Исходя из этого ст. 75 ТК устанавливает, что в этих случаях трудовые отношения с согласия работников продолжаются, т. е. основаниями для увольнения работников эти обстоятельства не являются (за исключением отдельных категорий работников – п. 4 ст. 81 ТК). При отказе работника от продолжения работы в новых условиях трудовой договор с ним расторгается по п. 6 ст. 77 ТК.

2. Изменение существенных условий трудового договора может произойти и вследствие изменения по инициативе работодателя организационных или технических условий труда на предприятии. Это может быть изменение режима работы предприятия, введение сменного режима труда или непрерывного производственного процесса, техническое переоснащение рабочих мест и т. д.

В целях охраны трудовых прав граждан и обеспечения стабильности трудовых отношений законодательство устанавливает, что трудовой договор может быть прекращен только по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Перечень оснований прекращения трудового договора независимо от того, кто является его инициатором, содержится в ст. 77 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем в этой статье указано, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, но только предусмотренным ТК и иными федеральными законами.

Регламентация порядка расторжения трудового договора по большинству оснований, перечисленных в ст. 77, дана в других соответствующих статьях Кодекса.

1. Пункт 1 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по соглашению сторон, которое может последовать в любое время (ст. 78 ТК), независимо от причины, побудившей стороны придти к такому соглашению. По соглашению сторон может быть расторгнут любой, в том числе срочный трудовой договор до истечения его срока. Единственное ограничение возможно, если работник по приговору суда в соответствии со ст. 50 УК РФ отбывает наказание в виде исправительных работ по месту работы. Такое наказание назначается сроком от двух месяцев до двух лет. В этом случае работа одновременно является и отбыванием уголовного наказания. Поэтому увольнение по п. 1 ст. 77 ТК не может последовать без уведомления органов, ведающих исполнением данного вида наказания.

2. Пункт 2 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора, заключенного на определенный срок, вследствие истечения срока, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. При этом трудовое отношение считается продолженным на неопределенный срок, т. е. утрачивает силу условие о сроке работы.

Порядок расторжения срочного трудового договора конкретизирован ст. 79 ТК. О расторжении договора работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения. Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, расторгается с выходом этого работника на работу. Трудовой договор, заключенный на время выполнения сезонных работ, расторгается по истечении сезона.

3. Пункт 3 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работника, порядок которого регулируется ст. 80 ТК.

4. Пункт 4 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Основания для увольнения работников по инициативе работодателя указаны в ст. 81 ТК, поэтому при увольнении по инициативе работодателя ссылки в приказе и трудовой книжке увольняемого должны быть не на п. 4 ст. 77, а на соответствующий пункт ст. 81 ТК.

5. По п. 5 ст. 77 ТК трудовой договор расторгается с работником в случае его перевода по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или перехода на выборную работу (должность).

Увольнение по переводу к другому работодателю может состояться при наличии в совокупности следующих условий: согласия работника на перевод; согласия работодателя по месту работы уволить работника в порядке перевода; согласия работодателя по будущему месту работы принять его по переводу.

Увольнение вследствие перехода на выборную должность производится только после того, как состоится акт избрания работника на выборную должность. Выдвижение или регистрация в качестве кандидата на выборную должность не дают возможности для увольнения по данному основанию.

6. Пункт 6 ст. 77 ТК предусматривает прекращение трудового договора вследствие отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.

7. По п. 7 ст. 77 ТК происходит расторжение трудового договора при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда. На практике работодатели зачастую допускают нарушение, требуя в этих случаях от работника подачи заявления об увольнении по собственному желанию и оформляя увольнение по собственному желанию работника.

8. Основанием для увольнения по п. 8 ст. 77 ТК является отказ работника от перевода на другую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Обязательное условие увольнения – наличие медицинского заключения, исключающего возможность продолжения работы безотносительно к результатам трудовой деятельности человека. При этом работник может нуждаться в переводе на другую постоянную работу вследствие стойкого снижения трудоспособности либо во временном предоставлении другой, более легкой работы на период восстановления трудоспособности. И в том и в другом случае работодатель обязан предложить работнику перевод на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. II ст. 72 ТК). Поскольку перевод требует согласия работника, отказ от перевода дает основание для прекращения трудового договора.

По нашему мнению, в Трудовом кодексе допущено противоречие между ч. II ст. 72 и п. 8 ст. 77, которое снижает уровень гарантий прав работников, поскольку создает работодателю благоприятные условия для избавления от работников, у которых даже временно понизилась трудоспособность. В п. 8 ст. 77 ТК основанием увольнения назван «отказ работника от перевода на другую работу», а ч. II ст. 72 ТК допускает увольнение по п. 8 ст. 77 также при «отсутствии в организации соответствующей работы», тем самым расширительно толкуя п. 8 ст. 77. Видимо, данное противоречие должно быть законодательно устранено. Представляется, что в этой ситуации должна применяться формулировка, данная в п. 8 ст. 77 ТК, посвященной общим основаниям прекращения трудового договора, а работодатель обязан изыскать возможность перевода работ ника на работу, которую он по состоянию здоровья может выполнять, и лишь при отказе от перевода может последовать увольнение.

9. По п. 9 ст. 77 ТК происходит увольнение вследствие отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность. Как отмечалось выше, изменение местности, в которой протекает трудовая деятельность, является изменением существенных условий труда, требующим согласия работника. При отказе от переезда в другую местность трудовые отношения не могут продолжаться и наступает увольнение с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК).

10. Пункт 10 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень этих обстоятельств дается в ст. 83 ТК, поэтому при увольнении по любому из них в приказе и трудовой книжке увольняемого должна быть ссылка не на п. 10 ст. 77, а на соответствующий пункт ст. 83 TK.

11. Пункт 11 ст. 77 ТК предусматривает расторжение трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Перечень таких нарушений содержится в ст. 84 ТК.

Продолжение работы исключается в следующих случаях:

• при заключении трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

• при заключении трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

• при отсутствии соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами;

• в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, прекращение трудового договора по данному основанию возможно лишь в случаях, когда законодательство признает эти обстоятельства исключающими возможность продолжения работы.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

  • деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
  • деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
  • непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
  • участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.


Похожие записи: